slan1934 (slan1934) wrote,
slan1934
slan1934

Category:

Сергей Серов. Священник, который умел двигать горы

_o.Michael.jpg


29 мая исполнился год со дня безвременной кончины замечательного гдовского священника о. Михаила Женочина


Сергей СЕРОВ 02 июня 2010, 00:00


29 мая исполнился год со дня безвременной кончины замечательного гдовского священника о. Михаила Женочина


Мы познакомились с о. Михаилом сравнительно недавно, в 2003-м, когда с друзьями нагрянули к нему в гости в село Верхоляне на окраине Гдова.


Помню, меня прежде всего поразила его удивительная внешность. Он был похож на былинного богатыря, могучего, добродушного, работящего. Настоящее олицетворение русского батюшки. Наряду со строгостью и крепкой мужественностью в нём было много трепетной кротости, какой-то тающей нежности. Его почти совсем взрослые дети тянулись к нему, как младенцы. Их у него четверо: Андрей, Анна, Ольга и Дмитрий. Отец Михаил приготовил тогда к нашему приезду домашнюю баньку, а матушка Марина накрыла щедрый стол.


И вот в застольных беседах, в рассказах друзей раскрылась постепенно поразительная, почти неправдоподобная история главного дела его жизни.


В середине 1980-х, когда он стал священником, молодого иерея послали в Гдов. И тот был счастлив, ведь Гдов – родина его предков по материнской линии. В то же время не так далеко было и от его духовника, старца Николая Гурьянова, благословившего перед тем его брак с Мариной.



Когда о. Михаил прибыл сюда, в самом Гдове церкви не было. Городской церковью считался храм, находящийся рядом с Верхолянами, в Кьярове, бывшем имении графа Петра Петровича Коновницына, героя войны 1812 года. Усадебный храм достался о. Михаилу в плачевном состоянии. Но батюшка энергично принялся за дело, благоустроил, привёл его в порядок.


О. Михаил показывал нам за столом самодельный альбом, где собраны сведения о славном роде Коновницыных, материалы о родном крае, которые он мечтал издать. В нём открылись настоящие таланты краеведа. Во дворе лежали ядра пушек, в самом доме – множество экспонатов будущего церковного музея. Он собрал хорошую библиотеку, которую хотел превратить в общедоступную, церковную.


Но главный дар батюшки – пастырский – всё не находил настоящего применения. Из Гдова в Кьярово приезжало на службы лишь несколько человек, а многотысячный город фактически оставался без храма. И вот отец Михаил загорается желанием построить церковь в центре Гдова, в старой городской крепости.


Поначалу идея показалась абсолютно нереальной, несбыточной. Времена наступали перестроечные, но оставались ещё советскими. Поехал за благословением к старцу Николаю Гурьянову. Старец усадил его за стол, а о. Михаил задумался: с чего начать разговор? И тут о. Николай сам произносит: «Строй церковь в Гдове, строй!» Отец Михаил для верности спрашивает: «А в каком месте строить?» – «В крепости».


«Надо сказать, это очень поддерживало меня потом, – рассказывал о. Михаил. – Если бы он ответил: ну да, храм дело хорошее, почему не построить, – это одно дело. А тут и спросить не успел, а он уже всё наперёд увидел. Потом вынес икону Божией Матери Державной, благословил ею на строительство. А ещё из-за печки достал пачку в жёлтой газетной обёртке. Тысяча рублей, сумма, однако, по тем временам!»


Но как сдвинуть гдовских партийных чиновников? Сначала никто и слышать не хотел ни о каком храме. Но через некоторое время приходит вдруг согласие на строительство. Но только на кладбище, за чертой города! Отец Михаил продолжал настаивать на своём, убеждая, что церковь в стенах древней крепости станет достопримечательностью Гдова. И вдруг – чудо, власти поддались, разрешили строительство внутри крепостных стен. Было ощущение, что гора сдвинулась с места.


Гдовская крепость – ХV века, когда-то – с храмами, часовнями и даже монастырём. Но всё было уничтожено, она стояла совершенно пустая. Раньше тут располагалась тюрьма НКВД, потом танцплощадка на костях расстрелянных. На каком месте строить храм?


Профессор Анатолий Николаевич Кирпичников из Института археологии каким-то образом прослышал об этом. Пригласил о. Михаила в Питер, там призвал археолога Льва Большакова (сейчас он священник, протоиерей, служит в Карелии, более того, в печально известной Кондопоге, в Успенском храме) и строго говорит ему: «Вот дело Божие, надо помочь».


Поехали копать. «Какое-то чувство подсказало мне, – говорит о. Михаил, – где надо начинать». Археолог согласился, и через некоторое время обнажился фундамент огромного собора ХVI века. А в алтарной части обнаружились на глубине остатки храма ХII века. Таким образом, дата основания Гдова отодвинулась в глубь истории на триста лет.


О. Михаил решил, что новый храм должен быть таким же большим, как прежний. Археологи принялись реконструировать здание по фундаменту. В архиве Института истории материальной культуры отыскались обмерные чертежи собора. Питерский архитектор Ирэн Хаустова сделала проект.


Но что потом, как достать кирпич, цемент? Где взять деньги? «Обещал помочь один богатый священник, – рассказывал о. Михаил, – но обманул, жалко своих денег стало. “Я, – говорит, – копить их начал, когда тебя ещё на свете не было”. Так и сказал. Поехал я как-то к отцу Николаю. Рассказываю о делах и показываю одну общую фотографию, где среди прочих – и тот самый священник. А он вдруг про него спросил: “А это кто такой?” Я только рукой махнул: “Да так, один денежный мешок”. А отец Николай взял и перекрестил его на фотографии: “Ну, мешок, давай, развязывайся!” Возвращаюсь, а тот деньги несёт. И, правда, целый мешок их у него оказался, вот такой!». Отец Михаил, вспоминая об этом, обводил руками воздух, продолжая удивляться.


На них и начали покупать кирпич. А кирпича требовалось миллион штук – стены в некоторых местах должны были достигать полутора-двух метров толщины! Отец Михаил показывал фотографии, где его тогда ещё малые дети несут на стройку по кирпичику. Достали и медь на купола. Центральный купол украсил кованый крест работы псковского мастера Всеволода Петровича Смирнова. Так всё и устраивалось – Божьей милостью, молитвами отца Николая, помощью многих людей и трудами неутомимого отца Михаила.


И вот наутро мы отправились тогда смотреть на это чудо – собор Божией Матери Державной. Первый в России храм, построенный в советское время. Внутри – белые стены. Среди икон – тот самый образ Божией Матери Державной. Перед аналоем – кружок деревенского лоскутного коврика, какие всю жизнь плела моя бабушка. В одну из толстых стен встроена печка, тут же уютно расположилась поленница дров. Никакого ощущения «новодела». Обжитой, намоленный псковский храм.


Рядом с храмом – новая стройка. Это отец Михаил достраивал огромный церковный дом, который должен был вместить в себя и воскресную школу, и библиотеку, и церковный музей.


…Второй раз я оказался в этом храме и в гостях у о. Михаила два года спустя. Было как раз трехлетие со дня кончины старца Николая, и мы вместе с нашим общим другом, бывшим псковским, а теперь греческим священником о. Иосифом, побывали на острове Залит.


Отцы мои отслужили тогда на могиле старца панихиду, а я слышал, как о. Михаил тихо сказал о. Иосифу: «Ты знаешь, у меня как-то не получается отца Николая поминать за упокой. Не чувствую его ухода».


Вот и у меня в Москве фото о. Михаила Женочина так и стоит на книжной полке между фотографиями живых батюшек – о. Иосифа и о. Павла Адельгейма.


Год назад, за неделю до кончины о. Михаила, мы с друзьями опять побывали в его храме, придуманном, вымоленном и построенном им в центре Гдова, в его доме, утопающем в аромате черемухи и соловьиных трелях. Парились в баньке на берегу реки. И всё время повторяли друг другу: «Здесь как в раю». Надеюсь, что и небесные обители отца Михаила Женочина не менее прекрасны.


Вечная ему память!


Сергей СЕРОВ,
дизайнер, кандидат искусствоведения, г. Москва.


P. S. Недавно Надежда Сингатуллова, директор Гдовского музея истории края, написала мне о выставке, посвященной светлой памяти отца Михаила, которую они устроили в Гдове. Выставка состоит из нескольких разделов: «Добрый пастырь», «Строитель», «Патриот», «Учитель», «Дел добрых творитель».Всё это – один человек, о. Михаил Женочин.


Tags: Гдов, Женочин, Залит, Псков, Старец Николай, собор
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments